Главное меню
Суд в Омске. День третий. Последнее слово Шишова Олега Владимировича

Уважаемый Суд, участники процесса!

 

По рассматриваемому сегодня уголовному делу меня обвинили в совершении двух преступлений:

Первое – предусмотренное п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, связано с уклонением от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) НПО «Мостовик», генеральным директором которого я был, путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере, равном 478 млн. рублей.

Второе – предусмотренное ч.3 ст. 159.4 УК РФ – мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности при выполнении НПО «Мостовик» контракта №1С-2013 на строительство окружной дороги г. Омска на участке Федоровка-Александровка.

Ваша честь! Я действительно осознал и искренне раскаиваюсь в том, что я, исполняя обязанности генерального директора НПО «Мостовик», допустил совершение предъявленных мне обвинений. Прошу Суд и всех участников процесса сегодня принять и учесть мои искренние раскаяния! При этом я хочу дополнить предъявленные обвинения информацией, которую прошу Вас, Ваша честь, приобщить к делу и учесть при назначении наказания.

Преступления, в совершении которых меня обвиняют, непосредственно связаны с деятельностью НПО «Мостовик».

НПО «Мостовик» создавалось и развивалось как инновационное предприятие, выполняющее проектирование и строительство самых сложных и уникальных объектов в России и за ее пределами. Свою деятельность предприятие начало еще в 1983 году, приняв за основу своего развития подготовку высококвалифицированных специалистов. Нам ничего не досталось от советской экономики в результате ее разворовывания и приватизации. И это хорошо! Все свои самые современные заводы, производства, технологии, проектные институты, мы создали и построили сами, принимая за основу лучшие мировые достижения. Но самое важное – это обеспечение этих производств необходимыми специалистами, людьми способными реализовывать эти самые сложные, по мировым оценкам, проекты. И в основной массе – это талантливые и трудолюбивые омичи. Лично я считал, и считаю, подготовку этих кадров главным своим достижением в жизни.

За свою более чем 30-летнюю историю НПО «Мостовик» создал более 850 проектов. В том числе – самый большой в мире вантовый мост на о. Русский в г. Владивостоке, запроектированный и построенный в таких сложнейших условиях, и за такие кратчайшие сроки и низкую стоимость, за которые не бралась ни одна самая известная и могучая компания в мире. Там же, во Владивостоке, нами был создан и скандальный Приморский Океанариум, за проектирование и строительство которого мне дали 3 года колонии общего режима. Но, по большому счету, объективно, мы создали уникальный шедевр в тяжелейших условиях, вложив в строительство этого океанариума и свои важные знания, и душу, и свои плюс кредитные средства, около 2 млрд. рублей к тому, что потратило государство на оплату нам. И если бы не обман со стороны Заказчика, мы бы в срок, в сентябре 2014 года, сдали этот океанариум в эксплуатацию. По оценке Заказчика и независимых экспертов, по состоянию на июнь 2014 года, «Мостовик» построил 92-94% от общего объема этого объекта, а получил от Заказчика 60% стоимости. В денежном выражении «Мостовик» получил приблизительно 12,3 миллиардов рублей из 20,5 миллиардов рублей общей стоимости объекта. Более подробно история создания этого объекта находится на нашем сайте zamostovik.ru

Можно долго и много рассказывать интересного об объектах «Мостовика» – про мобильную башню обслуживания космодрома «Восточный», уникальные объекты в Москве, в том числе про вантовый мост «Живописный» построенный по нашему проекту и из наших конструкций, который признан шедевром современной архитектуры столицы. И про объекты Якутии, Читы, Иркутска, Алтая, Тюменской области, Краснодарского края, Казахстана и многое еще, где мы честно и талантливо работали. Упомяну только, что НПО «Мостовик» в Сочи создал более 30 наиболее сложных и важных объектов к Олимпийским играм. Конечно, и в родном городе и области мы построили многое: Успенский Собор, Соборную мечеть, много мостов, в том числе, через Иртыш и Омь, путепроводов, дорог, улиц, жилых домов, очень важно — много разных промышленных предприятий, объектов здравоохранения, торговли, банки, офисы, инженерные сети, набережную Иртыша и т. д. Все это делает наш город современным и безопасным.

В середине 2000-х годов Научно-производственное объединение «Мостовик» выросло в крупнейшего работодателя и налогоплательщика региона. В период после 2010 года только в основном объединении, непосредственно в «Мостовике» трудилось более 20 тысяч работников, получающих своевременно высокую зарплату, всегда «в белую»! По сумме платежей налогов в разные уровни бюджета, мы занимали 3-5 места в регионе, уступая, по сути, только предприятиям «Газпромнефти». При этом, и я точно это знаю, мы допускали существенные переплаты разных налогов, в основном в областной бюджет, конечно с последующей корректировкой налоговых деклараций. К моему великому сожалению, за период с 1.01.2009 по 20.03.2012 г. была допущена, с нарушением закона, недоплата НДС на сумму 478 млн. рублей. Что я признаю и раскаиваюсь как генеральный директор, допустивший это в отчетных декларациях. Но хочу отметить, что в период проведения налоговой проверки НПО «Мостовик» совершил переплату этого же налога НДС на сумму равную 718 млн. рублей, т.е. на сумму, значительно превышающую сумму ущерба по настоящему делу. И если бы ФНС, в соответствии с Налоговым Кодексом, провела зачет этой переплаты, то и ущерб был бы погашен с большим запасом, и не было бы уголовного преследования генерального директора, т.е. меня. Но этого не произошло и сейчас дело по переплате рассматривается в Арбитражном суде г. Москвы, а по недоплате — уголовное дело в этом зале. Ваша честь! Прошу Вас, назначая мне наказание за допущенную недоплату, оставить иск без рассмотрения, направив его на дальнейшее рассмотрение в рамках гражданского судопроизводства, где этот по сути один вопрос искусственно разделенный (так получилось в силу многих обстоятельств) можно будет справедливо и законно рассматривать вместе с представлением сторонами документов. Я вчера узнал, что Арбитражный суд г. Москвы 09.09.2016 отказал в иске ООО «НПО «Мостовик» по удивительному мотиву — деньги были возвращены через банковские гарантии без расторжения договоров. А как иначе, Мостовик под банковские гарантии оформлял кредиты и старался выполнить свои обязательства по всем контрактам. Но главное — денежные средства, в том числе НДС, в бюджет были возвращены! Поэтому, в случае справедливого рассмотрения этого дела, есть надежда на объективное решение.

Также необходимо дополнить общую информацию, касающуюся обстоятельств строительства окружной дороги г. Омска на участке Федоровка – Александровка.

В конце 2013 – начале 2014 года в жизни НПО «Мостовик» сложилась очень тяжелая и трагичная ситуация. Начиная с 2009 года, нам поручали выполнение самых сложных и ответственных объектов в рамках подготовки г. Сочи к проведению зимней олимпиады в 2014 году. За эти годы «Мостовиком» были созданы более 30 уникальных объектов общей стоимостью более 70 млрд. рублей. В числе объектов, созданных НПО «Мостовик» в Сочи:

  • санно-бобслейная трасса (СБТ) (признанная одной из лучших в мире, но расположенная на очень опасном оползневом склоне, что для ее безопасности потребовало выполнение большого объема дополнительных, дорогих и сложных работ, а СБТ это единственный олимпийский взрывоопасный объект, и нельзя было допустить даже незначительные — миллиметровые смещения крутого склона, и нам это удалось. Очередной чемпионат мира по бобслею, санкам и скелетону будет проходить на нашей трассе);
  • Большая ледовая арена, по оригинальной форме и медиафасаду олицетворяющая яйцо Фаберже и ставшая важным элементом в заявке Сочи-2014, а в нашей реализации и безопасности всего Олимпийского парка;
  • уникальные транспортные узлы - ж/д вокзалы Адлер, Альпика-Сервис, Олимпийски парк;
  • все дороги и инженерные сети Олимпийского парка, а это многие сотни километров;
  • береговая защита парка;
  • гостиница Bridge Resort (4 звезды, на 700 номеров);
  • многочисленные мосты и развязки;
  • городские сети.

Почти все эти уникальные объекты строились без проектов (проекты появились уже после завершения строительства), в сложнейших инженерно-геологических условиях и обстановке цейтнота и хаоса. Заказчики согласованно, но необоснованно, занизили (через умышленное занижение индекса удорожания) стоимости всех спортивных сооружений на 25%, получили огромную «экономию» которую вернули в бюджет РФ. Только ГК «Олимпстрой» так «сэкономил», в основном на нас, 40 миллиардов рублей. А мы попали в очень сложное финансовое положение, вложив таким образом и свои, и кредитные средства в размере 20,6 млрд. рублей в подготовку г. Сочи к проведению Олимпийских игр.

После успешного проведения Олимпийских Игр все банки-кредиторы «Мостовика» одновременно, (в один день!), предъявили нам требования по погашению всех кредитов. В этой, мягко говоря, крайне не простой ситуации, неся ответственность по выплате зарплаты перед многочисленным коллективом, по уплате налогов, обязательствам по многим действующим контрактам мы вынуждены были объявить о самобанкротстве. Это была вынужденная мера, которая нами тогда рассматривалась как некая промежуточная, позволяющая выжить и рассчитаться с кредиторами. Если бы «Мостовику» тогда просто дали работать, мы справились бы с этим кризисом. У нас был конкретный план действий. Но сейчас я хочу подчеркнуть, и на то есть убедительные доказательства, имеющиеся в уголовном деле, что мы не сложили руки, а все усилия направили на выполнение обязательств по всем действующим контрактам, в том числе и по Западному обходу. Мы старались выполнять работы на этой дороге, построив ВСЕ искусственные сооружения, что было наиболее сложно и важно, обеспечивая при этом высокое качество дорожных работ. «Мостовик» всегда отличался высоким качеством. Все наши многочисленные объекты находятся в хорошем состоянии, даже испытав действия мощных тайфунов, землетрясений и других природных катаклизмов, но главное временем. Мост на о. Русский через полгода после завершения строительства спокойно справился с ударами мощнейшего тайфуна, какие бывают в том регионе раз в 25-50 лет. И санно-бобслейная трасса также испытана сильным землетрясением, не допустив оползням проявить себя с ужасными последствиями. Но присутствующим здесь омичам ближе наши омские объекты. Например, реконструированная нами улица Красный путь от Маяковского до Телецентра простояла, неся колоссальные сверхпроектные нагрузки, 9 лет. Но вернемся к строительству Западного обхода. В условиях крайне ограниченных финансовых возможностей, которые возникли после Олимпиады и действий банков весной-летом 2014г. за поставку материалов на метро, гидроузел и Западный обход мы рассчитывались всеми имеющимися в «Мостовике» скудными финансовыми средствами и оборотными запасами других материалов и основными фондами, но главное недвижимостью. За материалы (щебень, песок, ГСМ, битум) необходимые на все Омские объекты мы отдали поставщикам большой и ценный торговый комплекс в самом центре города по адресу Гагарина, 14 площадью около 20 тысяч м2  и по финансам это было более чем достаточно и выгодно поставщикам. И это было задолго до возбуждения уголовных дел, так как мы это делали не из страха, а по совести. К сожалению, поставщики материалов подвели нас, не поставив нужный объем материалов. Я не оправдываюсь, я признаю свою вину в том, что мы выполнили работы на Западном обходе не в полном объеме. Из материалов уголовного дела видно, что из выделенных нам на эту дорогу 1,2 млрд. рублей мы не смогли отработать 157 млн. рублей. Но я говорил ранее, при проведении следствия, и повторяю сейчас – моей какой-либо корысти в этом точно не было. Я продавал, что мог не только из активов «Мостовика», но и то, что смог продать из личного имущества, а выведенных каких-то активов у меня не было и нет. Все эти материалы содержатся в уголовном деле.

Ваша честь, при вынесении приговора по рассматриваемому делу прошу Вас принять во внимание ряд важных обстоятельств, которые, очевидно, не учел Государственный обвинитель:

  1. Мое полное признание вины, раскаяние в том, что я как генеральный директор НПО «Мостовик» все же допустил совершение предъявленных мне обвинений.
  2. Прошу при этом принять во внимание и сделанные мной сегодня дополнения.
  3. Фактическое возмещение причиненного ущерба по обвинению меня по неуплате НДС. Но ФНС с этим формально не согласилось и соответственно СК не мог это признать. И по второму инкриминируемому мне преступлению мое стремление, и признанное Потерпевшим, и следствием, частичное значительное возмещение ущерба при строительстве Западного обхода на сумму 369 млн. рублей из предъявленных 526 млн. рублей хищения (Остались не отработанными 157 млн. рублей). Интересно, смог бы кто-нибудь хоть что-то сделать и так стараться выполнить все без исключения контракты, после тех ужасных ударов, которые получил «Мостовик» после завершения олимпийских объектов? Но мы старались и не из страха, а за совесть, в надежде сохранить рабочий коллектив предприятия.
  4. Отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание.
  5. Отсутствие судимости на момент свершения преступления.
  6. Положительно характеризующие меня материалы и заслуги при создании за 30-летний период более 850 уникальных, важных для России объектов, в том числе к Саммиту АТЭС 2012 г., Олимпиаде в Сочи 2014 г, уникальных объектов Транснефти, Газпрома, Минтранса, РЖД, Москвы, Омска, Калуги, Якутии, Читы, Тюмени, Иркутска, Томска и многих других регионов в России и за ее пределами. Важную и нужную работу на протяжении более 20 лет в Законодательном собрании Омской области, являясь и председателем финансово-бюджетного комитета, но главное активным депутатом в законодательной работе и на округе.
  7. Тяжелые хронические заболевания, которыми я давно страдаю: сахарный диабет,  гипертензия, панкреатит, атеросклеротический кардиосклероз и другие, развитие и обострения которых имеют, к сожалению быстрый и необратимый характер.
  8. Также прошу принять во внимание то, что у меня есть легальный источник дохода и то, что у меня на иждивении престарелая мама.

Ваша честь! Считаю запрашиваемое Государственным обвинителем наказание в виде лишения свободы по ч.2 ст.199 УК РФ сроком на 3 года и 10 месяцев, при максимально возможном наказании 4 года, и по ч.3 ст.159.4 УК РФ сроком 3 года при максимально возможном наказании 3 года 4 месяца и в результате частичного сложения с имеющимся наказанием итого 5 лет и 6 месяцев крайне несправедливым и очень суровым. Наверное такое наказание можно было запросить при наличии многих отягчающих и полном отсутствии смягчающих обстоятельств. Но в моем деле наоборот — НЕТ отягчающих и ЕСТЬ существенные смягчающие — возмещение ущерба, что следствие в деле и в обвинительном заключении отразило. А два тома, характеризующие личность и описывающие мои заслуги, которые прокурор читал, запинаясь и пропуская многие листы 5 сентября — он, наверное, просто тут же забыл. Такое требование о назначении наказания Прокурором можно было бы хоть как-то понять, если бы на моем месте в клетке сидел проходимец — многократно уже совершавший такие преступления — рецидивист, который каким-то обманным способом заключил Госконтракт, представил «липовую» банковскую гарантию, получил аванс и скрылся. В этом случае такое требование было бы логичным и обоснованным. Но в нашем деле, в нашей истории, совершенно другая, очевидно трагичная ситуация и требование прокурора считаю не справедливым, не учитывающим смягчающие обстоятельства и отсутствие отягчающих. Прошу Вас, Ваша честь, назначить мне более мягкое наказание с учетом вынесенного мне Фрунзенским судом г. Владивостока строгого наказания с отбыванием в колонии общего режима сроком на 3 года, где я сейчас и нахожусь. Гражданский иск, внесенный прокурором, прошу оставить без рассмотрения, так как фактически «Мостовик» переплатил НДС в бюджет, а также по важным основаниям, изложенным в ходатайстве защитника А.Н. Мотовилова и передать его на рассмотрение в гражданское судопроизводство. На это обратил внимание в прениях и второй потерпевший, отстаивая интересы бюджета Омской области. И у нас будет возможность доказать свою очевидную для нас правоту. Ваша честь! Обращаю Ваше внимание на то, что сама Налоговая инспекция, зная суть вопроса, материальный иск не предъявила, а включена решением Арбитражного суда в реестр кредиторов.

Ваша честь! Решения сегодняшнего суда ждут не только мои близкие родственники и товарищи. Ждут с надеждой на более мягкий приговор и многие тысячи омичей, с кем мы работали вместе на благо Омской области и во славу России. Для нас всех очень обидно, что уничтожено наше предприятие. Но в случае, если я смогу выйти на свободу дееспособным, может быть, нам удастся возродить частично в Омске высокопрофессиональную компанию в области проектирования и создания сложных объектов и технологий. Это дало бы работу многим тысячам омичей и оздоровило бюджет региона.

Спасибо.

Популярные темы

16.09.2016, 14:30
Суд в Омске. День третий. Последнее слово Шишова Олега Владимировича
21.03.2016, 12:03
Репортаж из зала суда. Часть 3. Заключение
21.03.2016, 06:25
Репортаж из зала суда. Часть 2. Последнее слово
02.03.2016, 11:51
Приморский океанариум
1   [Материал]
Он основатель крупной компании практически с нуля, не какой то там "прихватизатор". Но что-то пошло не так... Тем не менее, перед трудовым коллективом он выполнял все свои обязательства до последнего. Если компания снова возродится, то наверное, я бы предложил свою кандидатуру. Ранее я там не работал, но в свое время рассматривал НПО "Мостовик". Есть чем гордиться работникам НПО Мостовика. Респект Олегу Владимировичу!

idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email *:
Код *: