Железнодорожный мост через Иртыш был построен менее чем за три года. В марте 1896 года комиссия под руководством автора проекта инженера Н.А. Белелюбского провела испытания на прочность и постановила: «Движение поездов через мост допустить». 17 марта мост был принят в эксплуатацию, а 19 марта началось регулярное движение поездов.
Полностью строительство Западно-Сибирской магистрали было окончено в октябре 1896 года. Поезда сначала ходили не часто: в сутки мост пересекали 3,5 пары поездов. Много времени уходило на ожидание встречных поездов. Скорость товарного поезда была 11-15 верст в час, а пассажирского - 21. За первый год поезда перевезли 211 тысяч пассажиров, а уже в 1898 году - 1 миллион 50 тысяч.
С 1896-го по 1914-й – годы расцвета Омска. Большинство зданий – памятников архитектуры построены с начала пуска поездов по Западно-Сибирской магистрали и до революции 1917 года: Московские ряды на западной стороне Чернавинского (Любинского) проспекта. Городской театр, здания Управления железной дороги, Коммерческого училища, Епархиального женского училища, Сельскохозяйственного института, Обществ «Саламандра», «Эльворти», здание судебных установлений и десятки других, и сегодня украшающих Омск, были возведены в это время. В Омске открывались гимназии, больницы. Строились храмы – город стал центром епархии.
Расположение моста через Иртыш в 3,5 километрах южнее городской черты определило новые площадки для застройки. На левом берегу быстро рос поселок Куломзино, на правом – казачий Атаманский хутор, поселки: Черный городок, Порт-Артур, Семипалатинский тракт, впоследствии вошедшие в состав города.