Главное меню
О Шишове и "Мостовике"
  • Категория:
  • Рейтинг:
    0.0/0

Начало

Более 30 лет назад он «с нуля», без какой-либо финансовой и административной поддержки создал из стройотрядов крупнейшее в России предприятие по проектированию и строительству уникальных объектов. Под его руководством создано около 850 таких сооружений, в том числе ключевые для страны: к Саммиту АТЭС и Олимпиаде в Сочи. Детище Олега Шишова, НПО «Мостовик» стало крупнейшим налогоплательщиком Омской области, а жители региона получили неоценимый подарок: 21 тысячу рабочих мест.

Квалифицированная работа, «белая» заработная плата и социальная защищенность были редкостью для омского рынка труда и еще одним поводом задержаться на родной земле для потенциальных «беглецов». По данным городских риелторов, каждый месяц 5 тысяч омичей переезжает в другие города и страны: точно не худшие, творческие, способные начать жизнь «с нуля», но не здесь. В основном – молодежь. Уезжая, они лишают регион самого главного, без чего экономика, а за ней и вся жизнь Омской области и России рассыпается.

Поэтому трагедия «Мостовика» и ее руководителя Олега Шишова стала трагедией и для нашего региона. Местные власти, которые не стали бороться за сохранение НПО, по сути, нанесли дополнительный удар по омскому рынку труда. Действуя против интересов области, они расторгли контракты с сотрудниками предприятия и передали их московским компаниям. Работники выходили на митинги, обращались к Владимиру Путину, но тщетно: региональные власти «похоронили» градообразующее предприятие, направив усилия лишь на то, чтобы вырвать его историю из уст горожан, вытравить из памяти омичей это уникальное научно-производственное объединение. Чтобы быстрее забыть о «Мостовике», Олега Владимировича Шишова в ноябре 2014 года закрыли в особую тюрьму, «тюрьму в тюрьме» - СИЗО-1 (99/1) в Матросской тишине.

Почему в России и СССР периодически происходит террор власти против своего народа? Причин много: тиран у власти, нестабильная внутриполитическая ситуация, опасность внешней агрессии и т.д. Но главное – это трусливое безразличие самого народа к происходящему совсем рядом. «Соседа взяли» - это не меня, меня не возьмут, а его взяли, значит, есть за что. Хоть я и знаю его всю жизнь как честного человека, но у нас ведь просто так не арестовывают. «Предпринимателя застрелили» - так ему и надо, говорят, было за что. «Чиновника вчера осудили, семь лет дали, а кричал, что невиновен. Вот на зоне задницу поморозит, тогда поймет, что виноват». Штампов немало, но молчаливое безразличие людей – страшнее.

В результате эти люди исчезают из нашей жизни. Кто на погосте, кто в тюрьме, а большинство – просто глядя на происходящее. Продают или бросают все, что могут, и уезжают. Теряют все «благодаря» рэкетирам в погонах, и тоже убегают из России.

А социально ответственный бизнес, который для Омска, да и для всей страны стал редкостью, переходит в руки неких бизнесменов, которым, по большому счету, нет дела до блага региона и его отдельных жителей. Беглецам, лучшим умам в поисках достойной доли они лишь помашут ручкой, глядя, как выпал еще один кирпич из фундамента омской экономики.

Предшественником НПО «Мостовик» стало студенческое конструкторское бюро, объединившее мечтателей, способных выйти за рамки сухой теории и собственными руками обратить свои мечты в реальность.

В 1983 году сотрудник кафедры «Мосты» Олег Шишов предложил создать на базе СибАДИ студенческое конструкторское бюро. Юный, зарождающийся «Мостовик» дал талантливым студентам возможность уже в рамках учебного процесса приступить к реальному проектированию и строительству сложных, ответственных объектов – мостов на дорогах Омской области.

Будущие инженеры-мостовики не перерисовывали абстрактные картинки, а изучали, рассчитывали и конструировали то, что построят собственными руками. Студенты преследовали преподавателей глубокими вопросами, раз за разом перечитывали публикации об аналогичных объектах. Такой подход к преподаванию стал для своего времени нетрадиционным и даже рискованным, но в результате «Мостовик» и Омск в целом получил заинтересованных студентов и в дальнейшем – преданных профессионалов.

Наставником для десятков будущих специалистов стал Олег Владимирович Шишов, уверенный в том, что обучение реальным проектированием и строительством дано только талантливым и сильным людям. Уже тогда, несмотря на свою молодость, он разработал немало сложных и ответственных сооружений. А главное, он стал автором программного обеспечения для уже появившихся больших ЭВМ и выполнял многочисленные расчеты по заданию ведущих проектных институтов СССР.

Так в 1983 году появился «Мостовик», руководил которым Олег Шишов – преподаватель, а затем и заведующий кафедрой «Мосты». За период с 1983 по 1989 гг. он спроектировал и построил два десятка уникальных мостов. В 1989 году было создано первое самостоятельное юридическое лицо – центр научно-технического творчества молодежи «Мостовик», а в 1991 родилось научно-производственное объединение «Мостовик».

С самого зарождения оно сконцентрировалось на внедрении передовых технологий и строительстве по своим проектам уникальных, сложных объектов. На протяжении всех лет существования главной, определяющей стратегией «Мостовика» была подготовка сильных, увлеченных профессионалов.

Проектировщики. Омск. "Мостовик"

Как отмечали и сотрудники «Мостовика», и многие Заказчики важным и значимым достижением Олега Шишова было создание мощной, современной и высококвалифицированной системы проектирования.

В «Мостовике» было более 30 проектных отделов, лабораторий, мастерских, студий, строительных партий, в которых трудились около тысячи уникальных специалистов. В компании проектировались мосты и тоннели, метро и дороги, промышленные и гражданские здания, сооружения и производства. Подавляющее число проектировщиков, работающих в компании, было «выращено» в «Мостовике», многих учил и профессионально «патронировал» лично Олег Владимирович.

В Омске ничего похожего по «концентрации специалистов на квадратный метр», масштабам решаемых задач, подходу к принципам «инвестирования в специалиста» — времени, денег, знаний - не было, и точно уже не будет. Проектировщики «Мостовика» освоили самые современные и сложные технологии проектирования в 3D моделях, выполняли сложнейшие расчеты и конструировали физически и геометрически нелинейные системы уникальных, единственных в мире объектов. «Мостовиком» спроектировано более 400 разных индивидуальных проектов, в числе которых Октябрьский мост через реку Омь в Омске (реконструкция), мост через Иртыш у села Самсоново, мосты через Онон, Ангару, Лену, мосты столицы Казахстана Астаны, мост «Живописный» через реку Москва в столице. «Живописный» признан шедевром архитектурного искусства. Мост на о. Русский – самый большой вантовый мост в мире.

Перечислять заслуги и достижения проектировщиков — одного их сильнейших отделов омской компании «Мостовик» - можно долго, да многие из них вам известны: запроектированный в рекордно короткие сроки проект моста через Амурский залив, длинной более 4-х километров, инновационное метро г. Омска - впервые в России с автоматизированными легкорельсовым составом, Олимпийский вокзальный комплекс в Адлере, Санно-бобслейная трасса в Красной поляне, Большая Ледовая Арена Сочи...

Сейчас проектировщики «Мостовика» в поисках работы разъехались по всей России. Работу в Омске такому количеству высококлассных специалистов найти трудно, а если она и есть, то их мастерство не оценивается по достоинству.

Мы потеряли не только компанию. Омск теряет интеллектуальную элиту — огромный потенциал города, который был создан Олегом Шишовым.

Заводы «Мостовика», которыми гордился Омск, продадут «варягам».

В частности, такая участь ждет Завод металлоконструкций, возможностям которого уже более десяти лет дивятся специалисты высокотехнологичных стран.
Завод Металлоконструкций в структуре «Мостовика» стал самым сложным, уникальным объектом. Построенный в 2001 году в чистом поле, завод общей площадью 40 тысяч квадратных метров на десятилетия обогнал передовые технологии в мире. На омский опыт с нескрываемым удивлением смотрели специалисты из технологически развитых стран – Японии, Южной Кореи, Германии. Лишь в 2011 году коллеги из Китая осмелели и представили миру аналог омского ЗМК, позиционируя его как одно из важнейших технологических достижений китайского машиностроения.

Столь трепетное отношение специалистов всего мира неудивительно: на ЗМК под одной крышей удалось реализовать уникальную бескондукторную технологию изготовления сложных конструкций и металлических изделий с машиностроительной точностью. Вес одного элемента изготавливаемых конструкций может составлять до 60 тонн, а размер - до 36 метров.
Все основные технологические процессы на ЗМК управляются компьютерами высокого уровня. Управление производством ведется в электронном виде в единой с проектировщиками компьютерной сети. Операционные и деталировочные задания формируются из 3D-моделей проектов с учетом разных температурных, в том числе сварочных деформаций. Эти примеры позволяют говорить о том, что на заводе применяется лучшее в мире, передовое машиностроительное оборудование.

География заказов омского завода – широчайшая: от Владивостока до Калининграда, от Ямала до Ташкента. По проекту «Мостовика» на заводе металлоконструкций изготовлена уникальная мобильная башня обслуживания космодрома «Восточный». Башня под обе в мире технологии формирования ракет. Заказ, как и все, выполнены в срок с высочайшим качеством.

Помимо ЗМК, «Мостовик» создал Крановый завод, завод «Сиблифт», завод по производству высокоточных ЖБ-тюбингов, реконструировал ККЗ. Были созданы производственные базы во Владивостоке, Чите, Москве, Сочи. От приватизации госсобственности «Мостовику» не досталось ровным счетом ничего: проектные офисы, заводы и производства были построены своими руками и выросли в мощную базу стройиндустрии, основа которой находилась в Омской области.

Долгое время Завод Металлоконструкций «Мостовика», способный производить 50 тысяч тонн металлоконструкций в год, вызывал алчный интерес со стороны известных в России олигархических структур, и наконец мечта акул бизнеса сбылась: его выставили на продажу вместе с заводом железобетонных изделий. Решение принимал внешний управляющий. А Олег Владимирович Шишов, который организовал строительство и дальнейшую работу ЗМК, был вынужден со стороны смотреть, как гордость Омска «уплывает» в посторонние, охочие до денег руки.

Сочи

К 2010 году «Мостовик» вырос до крупнейшего работодателя (более 21 тысячи работающих) и налогоплательщика в регионе и до крупнейшей проектной, строительной компании в России. Одновременно «Мостовик» вел около 60 объектов в разных регионах России с годовым объемом до 50 млрд. руб. Деятельность был успешной. До поры, до времени. Его разорил и уничтожил Сочи - важнейший общероссийский проект.

Участие «Мостовика» в Сочи началось на рубеже 2007 — 2008 годов после подачи скромной заявки на конкурс по проектированию и строительству Большой Ледовой Арены. «Олимпстрой» признал омичей победителем. Как считает Олег Шишов, это и было начало роковых событий: «Все Заказчики нуждались в квалифицированных подрядчиках, способных параллельно проектировать проекты и практически «с колес» внедрять их, дорабатывая «по ходу». «Мостовик» и по квалификации, и что называется «по духу патриотизма» был способен на это, что и втянуло в Олимпийские проекты «по самые уши»».

Город Сочи абсолютно не был готов к столь грандиозному событию. Кратко упомяну, что это был самый грязный город на побережье всего Черного моря, так как все нечистоты не проходили очистные сооружения — их просто не было - сбрасывались в море. Транспортная инфраструктура с учетом сложного рельефа вдоль моря страдала пробками постоянно, а не только в курортный период, спортивных объектов не было вообще. Конкуренты Сочи из Южной Кореи (Пьенгчхан) и Австрии (Зальцбург) имели уже практически все, что нужно для проведения Игр, но Международный Олимпийский комитет поверил России, лично В.В. Путину и начался плохо организованный аврал.

Самое плохое, что не было глубокой, вариантной проработки транспортного и инфраструктурного обеспечения в целом, строили самое дорогое и не эффективное. «Мостовик» успел инициативно сделать некоторые предложения, что частично попало в Олимпийскую программу, но не все. Главная беда была в фактической разобщенности Заказчиков, но они были едины в одном – крайними и наказанными будут подрядчики. Обо всей этой стройке могли бы рассказать ее участники, но по известным причинам промолчали.

Я лишь только перечислю, что сделал наш «Мостовик» под руководством Олега Шишова. Основным Заказчиком был «Олимпстрой», по договорам с которым было выполнено:
- Запроектирована и построена Большая Ледовая Арена на 12 тыс. зрителей с соблюдением всех олимпийских требований (16 раздевалок, два уровни VIP лож). Уникальность этого объекта заключается в его необычной для ледовых дворцов эллипсоидной форме. Это объяснялось тем, что в заявке, которая была подана в Международный Олимпийский Комитет, было написано: «Большая Ледовая Арена будет олицетворением яйца Фаберже». Это значительно усложнило и технологию, и конструкцию, но позволило создать Арену многофункциональным комплексом: геометрия зала могла изменяться в зависимости от вида спортивного соревнования. Это сооружение с прекрасной акустикой, освещением, медиафасадом и многими другими достоинствами.

- Санно-бобслейная трасса – самый сложный и, пожалуй, самый ответственный объект Олимпийской программы. Минрегионразвития назвало его «расстрельным». Это не просто технически сложный, но единственный взрывоопасный. Для охлаждения лотка трассы используется 76 тонн чистого аммиака, и если произойдет взрыв, то будет отравлено все живое на большой площади. Главной трудностью была высокая оползневая опасность выбранного и утвержденного без изысканий места строительства. Это был вообще очень сложный склон для работ. Малейший (на мм) сдвиг оползня мог вызвать чудовищную трагедию мирового масштаба. «Мостовику» удалось не только выполнить очень сложную и опасную работу в срок, а сделать самое главное - обеспечить безопасность.

Сегодня «санки» в Красной Поляне признаны одной из самых лучших трасс в мире. Длина желоба трассы 2013м, перепад по высоте 132 м, максимальная расчетная скорость 136 км/час. Эта первая и единственная в России трасса, созданная в строгом соответствии с международными требованиями и предназначенная для проведения соревнований бобслея для мужчин и женщин, санок и скелетона.

При реализации «Мостовик» устранил ошибки в геометрии желоба, выданной иностранными специалистами и обеспечил рядом мер, безопасность для спортсменов, что было отмечено как выдающиеся достижение. При этом компания понесли огромные затраты, которое государство по итогам стройки не стало компенсировать.

- Комплекс всех проектных и строительных работ по обеспечению Олимпийского Парка автомобильными дорогами, всеми инженерными сетями, а берег укреплением — еще один объект «Мостовика». В рамках этой огромной работы «Мостовик» выполнил переустройство старых коммуникаций, построил дороги, теплотрассы, водопроводы, канализацию, протянул электрические сети, в общем — подключил к инженерным сетям все Олимпийские объекты (стадионы, гостиницы, вокзалы и т.д.). Этот проект обошелся именно «Мостовику» в 5, 2 млрд. руб. - за него не рассчитались.

0 комментариев Добавить комментарий
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email *:
Код *: