Главное меню
Микротоннелирование
  • Категория:
  • Рейтинг:
    0.0/0

Говорят, в Омске начали ремонт дорог. Но вопрос с ливневой канализацией, думаю, не будет решен. Причин несколько, первая, конечно - финансовая. Дорого. Вторая - как в городской застройке решить проблему укладки труб для канализации? Представляете, как это может сказаться на удобстве омичей?

Вспомнил об одной интересной задаче, которую когда-то успешно решил Мостовик.

В 1997 году ко мне пришли два специалиста из ПИРСа – Баловацкий и Гальчанская. Они рассказали о перспективной и инновационной для того времени технологии микротоннелирования. Я заинтересовался, собрал и изучил общую информацию, а затем создал в «Мостовике» небольшую группу специалистов, которая стала исследовать эту технологию и рынки её применения. Суть технологии заключается в бестраншейной прокладке железобетонных и металлических труб под разные коммуникации диаметром от 300 до 3000 мм. Особенно актуальна такая технология при строительстве новых сетей трубопроводов в сложившейся старой городской застройке и при прокладке трубопроводов (нефть, газ и т.д.) под водными и прочими преградами в сложных инженерно-геологических условиях. То есть в таких условиях, когда распространившиеся в то время технологии ГНБ (горизонтально-направленного бурения) не справлялись.

Прокладка микротоннелей осуществляется особыми машинами-микрощитами, управляемыми компьютерами с поверхности земли. Основной производитель этого оборудования и идеолог технологии – немецкая фирма «Herrenknecht» из города Schwanau. Группа наших специалистов, возглавляемая А. Баловацким и М. Федяевым, неоднократно выезжала и стажировалась в Германии для более глубокого изучения этой технологии строительства и вопросов проектирования. Для нас, мостовиков, в этом ничего сложного не было. Для того, чтобы осуществить прокладку коммуникаций, достаточно двух котлованов – стартового и приёмного, – глубина которых соответствует глубине прокладки. В стартовом котловане устанавливается мощная домкратная станция, на которую помещается проходческий щит. С помощью домкратов осуществляется перемещение щита в грунтовом массиве на величину заходки, равную его длине, после чего на домкратную станцию помещается труба продавливания той же длины, и процесс повторяется. Наращиванием става отдельными трубами производится монтаж трубопровода, т.е. осуществляется проходка до выхода щита в приёмный котлован.

Точность проходки обеспечивается компьютерным комплексом управления с применением системы лазерного ведения щита. Изменяя типоразмер проходческого щита, можно осуществить прокладку подземных микротоннелей различного диаметра от 250 мм до 3000 мм.

Первое применение технологии микротоннелирования в Омске.
Даже поверхностное изучение состояния коммунальной инфраструктуры российских населенных пунктов сразу показало, что все наши города «ходят под себя». То есть рынок применения новой технологии сложился значительный. 
В Омске долгие годы существовала одна большая проблема замены давно разрушенного канализационного коллектора через реку Омь в створе улицы Ленина, рядом с Юбилейным мостом. Коллектор сбрасывал все стоки, минуя очистные сооружения, в Омь и далее в Иртыш, заражая всё вокруг. Прокуратура вместе с экологами знали об этом, но вынуждены были закрывать глаза. Традиционными методами эту работу, конечно, можно было сделать, но стоило городу это дорого, так как пришлось бы вскрывать и разрушать конструкции набережных и дорог. Но самое сложное и проблемное, что фактически и сдерживало замену коллектора, – это необходимость вынести, переложить большое количество разных коммуникаций в центральной части города. Ну, и геология в устье Омки также не давала гарантий качества и долговечности нового коллектора при прокладке традиционным методом. Всё это и откладывало реконструкцию, и заставляло ответственные за надзор органы скрывать от омичей опасную ситуацию. 

Мы взялись за решение этой проблемы. Разработали проект. Согласовали с техническими службами «Омскводоканала». Назвали стоимость. С нами даже спорить не стали, так как службы заказчика заранее ожидали высокую цену. С ценой, кстати, на этом объекте мы ошиблись – занизили. После приобретения нашего первого проходческого комплекса AVN 1200 за валюту весной 1998 года, в августе ударил дефолт. Мы долго рассчитывались за эту покупку. Но город Омск выиграл, так как мы успешно, хоть и с трудностями, выполнили этот объект. 
Дюкер мы построили на отметках до 22 м ниже поверхности земли на левом берегу Оми. А пережитое испытание было в том, что нам в качестве исходных данных выдали ложную исполнительную документацию, составленную при строительстве набережной Оми. В результате наш щит, пройдя первые 30-40 метров, упёрся в сваи, которые забивали строители, возводившие мост и набережную в 1960-х годах. Сваи оказались забиты намного ниже, чем по проекту, и неверно были отражены в исполнительной документации. Кроме того, сваи оказались мостовые, с мощным армированием. Наш щит сломал много своих «зубов», но всё же «пережевал», прошел через это свайное поле и сумел дойти до приёмного котлована на левом берегу. Это был первый и технически очень успешный микротоннельный проект «Мостовика».

За все годы по технологии микротоннелирования «мостовики» во многих городах страны проложили более 20 километров трубопроводов различных диаметров.

0 комментариев Добавить комментарий
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email *:
Код *: