- Категория:
- Рейтинг:4.0/6
Сюда, в одну из пересыльных тюрем, до меня периодически доходит информация о состоянии дел в Омске и Омской области, в том числе и о ситуации вокруг Красногорского гидроузла. И я хочу выказать свою озабоченность судьбой незавершенного нами объекта.
Что примечательно – сотни различных объектов, построенных за эти десятилетия НПО «Мостовик» и сданных в эксплуатацию заказчикам (в том числе десятки объектов в Омске и области), успешно и надежно служат людям. А те единицы, строительство которых не дали закончить «мостовикам», как-то быстро становятся проблемными и Красногорский гидроузел, к сожалению, не исключение.
Красногорский гидроузел имеет важное значение не только для Омской области, но и для всего российского бассейна реки Иртыш. Но главная задача, которую должен решить гидроузел – подъем уровня воды в Иртыше до наиболее оптимальной отметки для водопотребления. Это обеспечит, прежде всего, гарантированное водоснабжение областного центра на долгие годы вперед, а также улучшение условий судоходства и санитарно-экологического состояния реки.
После конкурса, проведенного в апреле 2011 года, между «Бюджетным учреждением Омской области по строительству объектов Омского гидроузла» и НПО «Мостовик» был подписан контракт и активно начались работы на объектах гидроузла. Проект Красногорского гидроузла был разработан «Московским областным институтом «Гидропроект». С самого начала мы столкнулись с большим количеством принципиальных ошибок и недоработок в проекте. Проектные ошибки всегда создают проблемы, порой и трагические, поэтому качество проектов особо ответственных сооружений к которым, несомненно, относятся гидротехнические сооружения, должно быть, очевидно, высоким. Но проект, который передал нам Заказчик, был халтурой. Даже сами проектировщики не скрывали своего удивления, что по проекту, который они сделали хоть и за деньги, но судя по всему «на полку», началось реальное строительство.
Наиболее грубыми ошибками было принятие проектных решений без достаточной геологической изученности. Но Заказчик почему-то полностью оплатил проект, притом задолго до его получения от проектировщика и выдачи его подрядчику. В этой, мягко говоря, пикантной ситуации нам при выполнении многих работ пришлось самим исправлять проектные ошибки. Формально Заказчик согласовывал выполненные с отступлением от существующего проекта работы, понимая их техническую правильность и необходимость, но не принимал их к оплате без согласования с «Гидропроектом». Таких работ НПО «Мостовик» выполнил на сумму более 1,2 млрд. рублей. Если бы мы строили в полном соответствии с имеющимся «липовым» проектом, то в судьбу Красногорского гидроузла была бы заложена "мина", готовая "рвануть в любую минуту", подобная той, что "рванула" в 2013 году на Загорской ГАЭС-2 по причине таких же проектных ошибок (несовершенство проекта, недостаточная изученность грунтов основания) того же «Гидропроекта». Сумма нанесенного в результате этой аварии ущерба составила около 10 млрд. рублей. Восстановительные работы и суды о страховых выплатах тянутся до сих пор.
Качество выполненных НПО «Мостовик» бетонных сооружений и готовых конструктивов (грунтовых сооруженийи креплений) гидроузла не вызывает сомнений и было подтверждено отчетом комплексного обследования генеральным проектировщиком в 2015 году. Однако незавершенное строительство любого, тем более гидротехнического, сооружения, находящегося под регулярным воздействием мощных паводков и ледоходов, не может быть долговечным.
В 2012-2014 годах НПО «Мостовик» ежегодно самостоятельно разрабатывал и выполнял мероприятия по пропуску осенних, весенних паводков и ледоходов. Паводковые мероприятия проходили согласование с Заказчиком, претензий и замечаний к ним не было. Четкая и технически грамотная организация всех мероприятий по пропуску паводков, позволяла заблаговременно гарантировать исключение возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций.
Весной 2014 года, после окончания Олимпиады в Сочи банки единовременно потребовали от НПО «Мостовик» погашения кредитов на сумму более 25 млрд. рублей. Компания была вынуждена объявить о самобанкротстве. Работы по строительству гидроузла были вынуждено приостановлены. В январе 2015 года по решению суда НПО «Мостовик» было отказано в выполнении дальнейших работ на Красногорском гидроузле. Также суд по инициативе Заказчика отказал в проведении судебной строительно-технической экспертизы по фактам выполненных «Мостовиком», но не принятых Заказчиком, важных и необходимых для безопасности объекта работ на сумму более 1,2 млрд. рублей.
Однако в мае 2015года был объявлен конкурс на корректировку проектной документации гидроузла в связи с необходимостью внесения изменений в проект, а также в связи поэтапным вплоть до 2018 года строительством. Стартовая максимальная цена контракта была 168 млн. рублей. Конкурс выиграл тот же самый «Московский областной институт «Гидропроект», который разрабатывал первоначальный проект гидроузла. При этом контракт был заключен почему-то на сумму 182 млн. рублей.
В июне 2015 года был проведен конкурс на выполнение отдельных видов работ на строительстве Красногорского гидроузла на сумму 990 млн. рублей. Этот конкурс выиграло московское ОАО «ОЭК». Стоимость заключенного контракта – 940 млн. рублей, срок исполнения – 30 июля 2016 года.
В ноябре 2015 года был объявлен еще один конкурс на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ на гидроузле на сумму 650 млн. рублей, но не было подано ни одной заявки.
В феврале 2016 года, уже в связи с аварийной ситуацией на объекте был проведен новый конкурс на выполнение отдельных работ на сумму 362 млн. рублей, который выиграло то же ОАО «ОЭК». Срок исполнения контракта – август 2016 года.
В данной ситуации вызывают удивление два факта. Во-первых, ОАО «ОЭК» оба конкурса выиграло в гордом одиночестве. Странно, что в нынешнее трудное для строителей время не нашлось желающих на контракты общей стоимостью более 1,3 млрд. рублей. Во-вторых, в контрактах, заключенных с ОАО «ОЭК», отсутствует ответственность за сохранность объектов и сооружений гидроузла в целом. В результате в текущем 2016 году объекты гидроузла совершенно не готовы к пропуску паводка. Ранним мартовским половодьем этого года разрушен участок инспекционной дороги верхнего бьефа, в результате чего затоплен котлован левобережной плотины. А дальше цепная реакция: увеличилась нагрузка на строительное водопонижение котлованов судоходного шлюза, начались неконтролируемые выходы грунтовых вод в подходных каналах шлюза. Кроме того, имея в настоящий момент разрушенный участок инспекционной дороги верхнего бьефа, в паводок открыт путь водам Иртыша в котлован левобережной плотины. Затраты на восстановление разрушенного участка дороги будет исчисляться десятками миллионов рублей. Всего этого можно было бы избежать в случае планомерной реализации мероприятий по подготовке объектов гидроузла к паводку и половодью.
Во время строительства НПО «Мостовик» неоднократно поднимало вопросы о различных недоработках в проекте и предлагало изменить материал крепления откосов, который должен противостоять росту уровней воды и волновому воздействию в каналах гидроузла (увеличение фракции щебня, либо использования на креплении бутового камня). Однако генеральный проектировщик каждый раз оставлял прежнее техническое решение. Всего один бесконтрольный весенний паводок 2015 года привел к тому, что проведенные позднее генеральным проектировщиком изыскания выявили серьезное (до 1,5 м) разуплотнение грунтов на всех сооружениях гидроузла. А уже в этом году потребовались гораздо более существенные и дорогостоящие мероприятия по усилению грунтовых оснований.
Если проводить общую оценку текущего состояния Красногорского гидроузла, то можно сказать следующее:
- в настоящее время более 60% грунтовых сооружений находятся без крепления откосов;
- большинство (до 80%) грунтовых сооружений на гидроузле выполнены из местных материалов (пески), которые, будучи не укрепленными и не закрытыми одеждой, значительно подвергаются ветровой эрозии и быстрому разуплотнению;
- за время столь длительного простоя произошло естественное природное замещение грунтов в основаниях будущего сооружения;
- по этой причине, а также вследствие сильного промораживания грунтов в условиях их аномальной влажности в Омской области зимой 2015-2016 годов, необходимо новое всестороннее обследование всех сооружений гидроузла на выявление возможных горизонтальных и вертикальных деформаций.
Очевидно, что в сложившейся ситуации, выполнение только аварийно-спасательных работ и затягивание комплексного строительства всех сооружений – это путь к неэффективному расходованию бюджетных средств и значительному удорожанию объекта в целом. Точка невозврата уже пройдена – искусственное сужение основного русла реки Иртыш создано и гидротехнические проблемы нашего региона только ухудшаются. Необходимо как можно скорее сосредоточить требуемые профессиональные, технические, проектные и финансовые ресурсы для завершения строительства гидроузла.
И наиболее разумным и даже идеальным решением было бы не поиск залетных варягов, которые все равно пытаются нанять на рабских условиях бывших сотрудников «Мостовика», увозя при этом из региона деньги и налоги, а найти возможность привлечь на разумных условиях омские компании, своих высококлассных специалистов, уже проверенных и на этом объекте, и на других сложных российских стройках. Это было бы реальным, на деле, а не на словах проявлением заботы об омичах и бюджете Омской области.