Успенский кафедральный собор – легенда города Омска. Когда он был построен в конце XIX века, современники так описывали свои впечатления: «Пятиглавый, со стройной колокольней, собор стал украшением города. Луковичные купола с золочеными главками, обилие полуциркульных окон, прорезавших барабаны куполов и верхнего яруса колокольни, древнерусские декоративные детали фасадов, окрашенных в белый цвет с вставками из красного кирпича и цветным орнаментом вокруг большого барабана купола, создавали праздничное, торжественное настроение. Собор был в два уровня: в полуподвале проходили службы по усопшим. Вход украшало высокое широкое крыльцо. Звон колоколов был слышен в ясную погоду не только в городе, но и в окрестных селах».

Успенский собор был символом нашего города, по его изображению на открытках узнавали Омск, как Москву по фотографии Спасской башни Кремля. Замечательным был выбор места для храма на свободном от застройки пространстве. Необычный для Сибири образ исторической Руси волновал и притягивал ароматом древности, ассоциацией с теремами, со сказочными пряничными домиками.
Много в России прекрасных церквей, а Омский Успенский собор отличали особая гармония, соразмерность объемов и деталей, ясность градостроительного решения.


Первым каменным храмом Омска был Воскресенский собор. Он был
построен на территории Второй Омской крепости в 1773 году.

История этого собора – это история старого Омска. В 1812-м отсюда после молебна строем уходили на войну с Наполеоном
омские егери. Многие остались лежать на Бородинском
поле. Этот храм посещал, отбывая срок в Омском остроге, Федор Достоевский. Здесь был крещен в 1856 году гений изобразительного искусства Михаил Врубель.

Но в конце XIX века собор оказался тесен. Духовные и светские власти задумались о расширении собора. Сибирский епископ Ефрем, приехав в 1878 году из Тобольска в Омск, предложил увеличить
площадь собора, пристроив новый алтарь. Генерал-губернатор Николай Геннадьевич Казнаков желал еще больших перемен. По его распоряжению был создан проект, который предполагал строительство огромного двухъярусного купола.
Эту идею Казнаков в годы своего губернаторства в Омске воплотить не успел. Его преемник Георгий Васильевич Мещеринов, не надеясь на отпуск значительных средств и «за неимением в Омске капиталистов», предложил сделать Воскресенский собор приходской церковью. Главным собором города, по его мысли, должна была стать Войсковая Николаевская церковь. Но на такие преобразования не согласилось омское городское общество.
В 1887 году генерал-губернатор Георгий Мещеринов, предложил другое решение вопроса – возвести в Омске новый храм. С губернатором был согласен городской голова Эдуард Иванович Эзет, зодчий-профессионал, бывший городской архитектор.

В итоге, 8 февраля 1889 года, Военно-окружным советом было принято решение о строительстве нового
собора.
18 ноября 1890 года в собрании известных прихожан Воскресенской церкви и других почетных граждан решено было выстроить новый соборный трехпрестольный пятиглавый храм с колокольней вместимостью до 1600 человек в форме прямого креста (престолы: главный алтарь во имя Вознесения Господня, боковые – во имя Святителя Николая Чудотворца и святого Великомученика Георгия Победоносца). Для этого был организован строительный комитет под председательством благочинного протоирея отца Константина Недосекова. Комитету были переданы пожертвования на расширение Воскресенского собора. Инженерами были полковник В. Л. Чернавин и штабс-капитан Н. Е. Вараксин.
13 мая 1891 года место было освящено и начались земляные работы, 25 июня приступили к каменным работам.

Летом 1891 года будущий российский император Николай II пересекал страну с востока на запад. 14 июля посетил он и город Омск. К этому визиту особы Его Императорского Высочества приурочили церемонию закладки нового Омского храма.

После совершения установленного по чину молебствия, Его
Высочество, предшествуемый благочинным протоиреем, в сопровождении духовенства и свиты, спустился с павильона в головную часть фундамента и здесь, по исполнении священнослужителями установленных молитвословий, собственноручно положил в крестообразное углубление четыре золотых монеты и прикрыл это углубление металлической доской, на которой выгравирована была по-церковнославянски памятная надпись.

Кроме того, цесаревич пожертвовал на строительство кафедрального собора пять тысяч рублей из собственных средств.
Участие будущего императора в создании прекраснейшего храма навсегда запечатлелось в омской истории. Со смыслом выбрали омичи имена для двух боковых приделов, южный был освящен во имя святителя Николая Чудотворца, северный – во имя равноапостольной Марии Магдалины. Это небесные покровители Николая II и его Августейшей матери. И в этом тоже сохраняли память о царе. О храме часто так и говорили: царский. Возможно, это было одной из причин его трагической участи. Большевики убили царя, его семью, а потом методично уничтожалось все царское, вплоть до памятников и географических названий. Позже дошло дело и до омского храма.
В 1891 году храм был заложен под именем Вознесенского собора. Его строили семь лет и, окончив стройку, посвятили другому празднику. Кафедральный собор Омска был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы. Издавна на Руси было особое почитание Божией Матери, которая была идеалом для страждущих, гонимых, обиженных, бедных и обездоленных. И поэтому во многих городах самые большие соборы освящались во имя Успения Богородицы.
Традиция освящать во имя Успения Богородицы новые храмы жива и поныне.

В Омско-Тарской епархии главный храм Ачаирского Крестового монастыря – Успенский собор. Успенские церкви есть сегодня в райцентрах: Одесском, Таврическом, Шербакуле, Большеречье. На территории Областного детского восстановительного центра открыта часовня во имя Успения Божией Матери.
Первый проект собора разработали омские инженеры Н. Вараксин и В. Чернавин. Но его сочли сделанным на скорую руку. Над следующим проектом работал акмолинский областной архитектор Константин Лешевич.
Главные проекты храмов больших городов было положено посылать на высочайшее одобрение в столицу. Там проект К. А. Лешевича отклонили, как слишком скромный для Омска и для храма, который был заложен с участием цесаревича

Омску был предложен проект Эрнеста Вирриха.

В проекте Успенского собора отражен образ зодчества Древней Руси, и вместе с тем можно увидеть черты классического стиля, характерного для Петербурга. Огромный купол, к примеру, напоминает купол Исаакиевского собора.

Высокая, стройная трехъярусная колокольня через небольшую квадратную трапезную соединялась с крестообразной в плане храмовой частью и полукруглой апсидой алтаря. Огромный луковичный купол, покрытый оцинкованным металлом в диагональные клетки, покоился на барабане с 16 окнами. Выносные крыльца были оформлены шатрами. Храмом любовались, рассматривая его подолгу и подробно, отдавая должное разнообразию и соразмерности деталей декора.

Специалисты называют и другие аналоги, стилистически даже более близкие Омскому Успенскому собору: Александро-Невский кафедральный собор в Самаре, строительство которого завершилось в 1894 году, и петергофская Петропавловская церковь, возводимая в 1895–1900 годах.
Эрнест Францевич Виррих родился 20 мая 1860 года в Одеcсе. Окончил Академию художеств в 1890 году со званием классного художника первой степени. Виррих работал в разных стилях и в содружестве с разными архитекторами построил множество зданий: доходный дом В. А. Реннекампфа, здание универмага Гвардейского экономического общества, первый корпус Петербургского Политехнического института, жилой квартал Бассейного товарищества…

Эрнест Виррих был одним из пионеров применения железобетона в гражданском строительстве. В 1908 году зодчий был удостоен звания академика архитектуры.

Эрнест Францевич работал и для Омска – по его проекту были построены Казенные винные склады (ныне – пивзавод «Волочаевский»). Не придерживаясь, как другие, своей темы в творчестве, он был высоким профессионалом, способным решать непохожие задачи. Проект собора для Омска был первой самостоятельной работой зодчего и единственным культовым сооружением в его творческой биографии.

После Октябрьского переворота 1917 года архитектора, как и многих представителей российской интеллигенции, ожидала судьба эмигранта. В 1921 году Эрнест Францевич переселился в США, где уже работал его сын. В Америке архитектор занимался живописью и дизайном. Работал художником-экспертом в шелковой индустрии, стал одним из ведущих специалистов в этой области. Пригодились знания и опыт, полученные в юности, выручили вкус, работоспособность и разносторонняя талантливость. Эрнест Виррих умер после 1949 года.

От закладки храма в 1891 году до его освящения в 1898-м прошло семь лет, поэтому принято считать, что Успенский кафедральный собор возводили семь лет. На самом же деле в 1895 году был только устроен фундамент. Строительство затягивалось и откладывалось из-за нехватки средств. Когда же значительная сумма была собрана, работа пошла на удивление споро.

У строителей храма в XIX веке не было механизмов, ставка делалась исключительно на мастерство. Высоким профессионализмом должны были обладать руководители стройки. Ведь тот проект, который был передан строителям, сегодня назвали бы эскизным. Чертежи Эрнеста Вирриха представляют собой образ храма, а детального проектирования, когда зодчие выдают горы документации, в то время не существовало. Архитекторы полагались на опыт, здравый смысл и ответственность строителей.

Строительный комитет очень серьезно подошел к подбору специалистов на строительство храма. Многих подрядили не в Омске, а в разных уездах Степного края и даже в дальних губерниях. Например, каменных дел мастеров пригласили приехать из Нижегородской губернии. Так как в Омске еще не было людей с опытом воссоздания древнерусского архитектурного стиля. Все эти затейливые украшения фасадов выложенными из кирпича поясами, карнизами, наличниками-«дыньками» выглядели как цитаты из далекого прошлого. И строителям нужно было научиться работать так, как их коллеги по ремеслу лет 300 назад. Такие мастера были в России наперечет.


Они трудились дружной артелью, успевая много сделать в короткий срок. Причем сложной кирпичной кладки в XIX веке было даже больше, чем при воссоздании храма в XXI столетии. Раньше, например, и своды в виде полусферы сооружали из кирпича. Как
же управились за одно лето? Дело в том, что у каждого специалиста было двое помощников-чернорабочих: один доставлял мастеру кирпич, другой – раствор. Кирпич носили за плечами, на «козлах». Задержек не было.

А о качестве труда каменных дел мастеров омичи могли судить в 1935-м, когда взрывами не сразу сумели разрушить собор, и в наше время после того, как на раскопках были обнаружены фрагменты старой кладки – на редкость прочной. Специалисты говорят, что каждый кирпич перед укладкой предварительно мочили, а известь для раствора готовили на стройплощадке заранее и долго.
Успенский кафедральный собор был освящен 9 сентября 1898 года. Главный собор Омска и огромной Омско-Семипалатинской епархии стал центром множества духовных событий – радостных и печальных. Вокруг него кипела ключом жизнь старого Омска.
Все изменилось с приходом к власти большевиков. Начались гонения на Церковь. И Успенский собор также разделил трагическую судьбу новомучеников Российских. Наступление безбожной власти было постепенным, но неумолимым. В 1923 году храм передали обновленцам. Но в Сибири «красная» церковь не имела успеха, и службы обновленческого духовенства не привлекали православный народ.
Колокола сбросили в 1933 году. А 17 февраля 1935 года на заседании Омского облисполкома был поднят вопрос о сносе красивейшего храма Сибири. Вопрос стоял шестнадцатым в повестке дня, как не
самый важный. Докладывал начальник НКВД Эдуард Салынь. И по следующему вопросу в протоколе значится тот же докладчик. А звучал этот следующий вопрос так: «О надстройках зданий Управления НКВД Омской области». Постановили: собор снести, разрешить надстройку двух этажей здания Управления
НКВД и постройку между зданиями «под общий габарит, включив все».

Сразу же после принятия решения о восстановлении храма в Сквере пионеров закипела работа. НПО «Мостовик» начало инженерно-геологические изыскания фундаментов Успенского собора.
Проводить изыскания и, одновременно с этим, археологические раскопки, наряду с опытными специалистами, пригласили ребят из областного студенческого отряда.

Как только подняли верхние слои, состоящие из дерна, чернозема, мусора и корней деревьев, обнаружились фрагменты взорванного собора. Никто не предполагал, что под землей скрывается столько реликвий прошлого. Лучше всего сохранился нижний южный придел Успенского собора.


В первой же траншее было найдено 9 сохранившихся колонн, 9 капителей, 9 массивных сандриков, богато украшенных рельефным декором. На южной стене осталась роспись по штукатурке. В восточной части – четыре ступени, которые вели, вероятно, в алтарь, а в западной – две. Находки поражали воображение. Омичи увидели останки прекрасного храма. С первого дня вместе со строителями на площадке работали специалисты Фонда охраны археологического наследия. Не экскаватор, а лопата и кисточка были главными орудиями труда. Археологи вели подробнейший дневник, по часам и минутам регистрируя действия людей и находки.
Каждый день преподносил новые сюрпризы: кирпичи со старинными клеймами и ажурный металлический крест, новые фрагменты лепного декора, свинцовые трубы отопления, монеты и стреляные гильзы, битую посуду, гончарные изделия, лампадки и керамическую плитку. Из земли были подняты кресты – бронзовый и медный. Судя по блеску, крест из бронзы был золоченым, на нем есть дырочки для крепления. Видимо, этот крест находился на стене или на двери. Было обнаружено много предметов хозяйственного назначения и т.д. Счет находкам довольно быстро перевалил за тысячу.
В первые же дни на стройплощадке поставили палатку и открыли импровизированный музей, в котором находки стали экспонатами. Дважды в день, в 13 и в 20 часов, – экскурсии.

16 июля 1891 года был заложен Успенский кафедральный собор. А 16 июля 2005 года, через две недели после начала изысканий, произошло событие, которого никто не ожидал.

Сначала строители обратили внимание на участок пола, разрушенный необычно ровно. Когда перевернули обломки бетонной плиты, обнаружили укрепленный на ней крест. Сразу возникла мысль – не захоронение ли это?
А потом всплыла икона. Словно в продолжение легендарных явлений икон, приплывших к людям, и эта была обнаружена в воде на раскопках Успенского собора. Небольшая доска размером 22 х 11 см. На лицевой стороне изображение стерто, а на обратной ясно читается надпись: «Преосвященнейшему епископу Сильвестру от почитателей его таланта. Июль 1914 года». Значит, эта икона принадлежала новомученику Сильвестру, первому Омскому святому.
Строители отложили лопаты и, не спеша, аккуратно, пинцетами и кисточками стали разбирать землю в месте предполагаемого захоронения.

К 22 июля в процессе выработки погребения было обнаружено и описано 104 предмета. Среди них – параман (плат, который носят на спине монахи), частицы архиерейского облачения – саккоса и епитрахили, три десятка перламутровых пуговиц, вышитый пояс, остатки плетеных четок, похожих на те, что запечатлены на прижизненной фотографии в руках святителя. В ногах усопшего находился орлец – круглый, с изображением орла, парящего над городом, коврик, на котором во время богослужений стоит архиерей.

На дне гробницы было найдено ещё два поразительных предмета – два штыря, аккуратно завернутые в тряпицу. Предположительно, эти предметы распятия были положены в гроб как шифровка потомкам о трагических событиях.


Долгое время не было никаких документальных сведений о судьбе архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра Ольшевского. В те времена машина репрессий не оставляла официальных свидетельств.
По преданию, широко распространившемуся в народе, заняв город, большевики сразу арестовали владыку Сильвестра. От него требовали отречения от веры, в застенках священномученик претерпел самые жестокие пытки, его истязали в течение двух месяцев. В конце концов, палачи прибили руки архиерея к полу, распяв его, и раскаленными шомполами прижигали его тело. Святитель принял мученическую кончину 26 февраля 1920 года. Отныне 26 февраля – день его памяти.
У большинства жертв тех времен нет могил, их тела сваливали в котлованы и рвы, на месте которых потом строились промышленные объекты. Но священномученик Сильвестр обрел свое место упокоения в храме, где была его кафедра. Можно предположить, что людям из окружения владыки Сильвестра каким-то чудом удалось уговорить или подкупить стражу тюрьмы, чтобы тело убиенного было отдано для христианского погребения. Все делалось в строжайшей тайне, так что в течение десятилетий в городе не было распространено ни слухов, ни легенд о возможном месте захоронения владыки Сильвестра.
Несмотря на историческую очевидность того, кому принадлежат останки, они были переданы на экспертизы. Специалисты, проводя большие исследования и располагая прижизненными фотографиями владыки, подтвердили принадлежность мощей архиепископу Омскому и Павлодарскому Сильвестру.

Из заключения экспертно-криминалистического центра УВД Омской области:
«Совпадение пола, возраста, расового типа, сходные признаки внешности, пропорции лица, выявленные по принципу словесного портрета по черепу трупа и по прижизненным фотографиям, а также совмещение изображения черепа с прижизненными фотографиями И. Л. Ольшевского позволяют сделать вывод, что представленный на экспертизу череп, вероятно, принадлежит лицу, изображенному на представленных фотографиях».
Ныне мощи священномученика Сильвестра покоятся в раке,
установленной в Успенском кафедральном соборе.

Еще одна неожиданная находка была сделана 31 мая 2007 года. В этот день, при выемке грунта для устройства будущей пешеходной дорожки, экскаваторщик наткнулся на какое-то препятствие. Продолжив раскапывать землю вручную, строители обнаружили гранитный постамент весом приблизительно в полтонны и около одного метра высотой.

Краеведы, досконально изучившие биографию каждого старинного здания Омска, были ошеломлены. Оказалась, что это часть памятника царю Александру II. Об этом памятнике не писали, не говорили, не настаивали на его восстановлении. О нем забыли.
Изучение архивных документов рассказало, что идея установки памятника царю-освободителю родилась в 1911 году.

Однако реализация затянулась из-за долгих согласований, смены места размещения, утверждения образа и размеров, поиска необходимых средств.
Только 20 ноября 1914 года в торжественной обстановке произошла закладка будущего здания судебных установлений и памятника Александру II перед ним.
На плане Омска 1917 года этот памятник обозначен. Но нет никаких фотографий, и до сих пор продолжается дискуссия о том, был ли этот памятник открыт или его только хотели поставить.
90-е годы XX века были временем удивительных противоречий. С одной стороны, интерес к прошлому. Во всех газетах – публикации об архитектурном наследии, которое омичи потеряли. На этой волне восстанавливаются такие памятники, как Тарские ворота и Серафимо-Алексиевская часовня. Часовня сразу появляется на открытках как символ города. Но в те же годы обозначилась иная тенденция: победными темпами началась коммерциализация всего и вся.
Полюбившийся горожанам зеленый уголок, конечно, приглянулся представителям бизнеса. И когда в 1996 году в саду Пионеров ввели в строй цветомузыкальный фонтан, в нагрузку к этому благоустройству сад получил семь пивных заведений. Чтобы разместить летние кафе уютно и удобно для их владельцев, деревья основательно вырубили. Привлекательность Сада пионеров как зеленого уголка осталась в прошлом.


Когда в 1999 году здесь установили Поклонный крест в память об Успенском соборе, картина получилась сюрреалистическая. Все на одном пятачке…

Но каждую пятницу в 8:30 утра у Поклонного креста читали акафист. Установилась традиция: в рождественский Сочельник из Никольского собора шел к месту главного омского храма крестный ход во главе с митрополитом Омским и Тарским Феодосием, и владыка освящал пять хлебов, которые раздавал по кусочку омичам. Рождественский крестный ход не отменили даже в сильный мороз в 2001 году, когда столбик термометра опустился до –37°С
Губернатор Омской области Леонид Константинович Полежаев стал инициатором воссоздания Успенского кафедрального собора. Он предполагал, что не все горожане поймут и примут эту идею. Действительно, были люди, которые не видели никакой практической пользы в восстановлении омской старины, громко говорили об этом. Были и те, кто не верил в выполнимость задачи, квалификацию омских зодчих и строителей. Были опасения, что на восстановление храма будут потрачены бюджетные средства, предназначенные на социальные цели.
К тому времени в городе уже были восстановлены Серафимо-Алексиевская и Иверская часовни на Любинском проспекте. Их восстановление показало, что нынешние строители могут работать, как предки, воссоздавая древнерусский стиль. Это была первая проба сил, первый шаг по дороге к храму.
В 2004 году архитекторы института «Омскгражданпроект» готовили предложения по восстановлению Успенского собора.

А началось возвращение храма в 2005-м. 11 июля на заседании правительства Омской области было принято решение о воссоздании Успенского собора. Были созданы Фонд воссоздания памятника истории и культуры и Попечительский совет, который возглавил губернатор, Председатель правительства Омской области Л. К. Полежаев. Строительство исторического объекта было доверено коллективу НПО «Мостовик».

По решению Попечительского совета храм должен быть восстановлен на прежнем месте, в тех же объемах, что и был (площадь собора составляла 1518 метров, высота колокольни до подкрестного яблока – 50 метров, диаметр купола – 15 метров). В Санкт-Петербургском военно-историческом музее были найдены чертежи и планы архитектора Эрнеста Вирриха, акварельные рисунки. Были собраны многочисленные фотографии, на которых запечатлен собор.



Проектирование Успенского собора вели специалисты института «Омскгражданпроект». Генеральный директор института Иван Любчич сформировал группу из 20 человек. Ее возглавила архитектор Татьяна Малиновская. Она уже имела дело с исторической архитектурой Омска. В ее послужном списке реставрация Дома Батюшкина – бывшей резиденции Колчака, старинного особняка на улице Орджоникидзе, церкви Параскевы Пятницы и Тарского Спасского собора. В последние годы Татьяна Павловна работала на самых значимых объектах исторического Омска, воскрешая былую красоту зданий музея имени Врубеля, Органного зала, Академического театра драмы.

– Если сравнить Успенский собор с другими храмами, построенными в тот же период, в таком же русском стиле, у нашего много преимуществ. Даже перед тем храмом, что послужил образцом для архитектора, – я имею в виду Санкт-Петербургский Спас на Крови. Эти храмы, кстати, похожи только краснокирпичными фасадами, богато декорированными. А вообще впечатление наш Успенский собор производит более сильное. Он цельный, гармоничный, пропорции выдержаны. Петербургский собор масштабнее, но слишком уж дробный, такое впечатление, что автор хотел применить все, что знал, смешивая стили. У меня альбом на столе. Поневоле сравниваешь, и приятно, что сравнение в нашу пользу.

Т. Малиновская, архитектор
14 октября 2005 года, спустя 114 лет после первой закладки храма с участием наследника – цесаревича Николая Александровича и через 70 лет после того, как красавец-собор был уничтожен варварскими взрывами произошла церемония закладки нового собора.

В основание храма, также как встарь, были положены 4 золотые монеты: две – александровские, поскольку начали строить Успенский собор при Александре III, и две николаевские – в память о русском царе, принявшем участие в закладке собора. Также в основание престола нижнего храма поместили найденный на раскопках и восстановленный строителями НПО "Мостовик" закладной камень дароносицу с мощами священномученика Сильвестра Омского.

Огромное количество находок, сделанных во время археологических раскопок, и, особенно, обнаружение захоронения архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра подсказало неординарное решение.
Генеральный директор НПО «Мостовик» Олег Шишов выступил с предложением, которое было принято Градостроительным советом Омской области: сохраняя размеры фундаментов и стен с точностью до 2–3 сантиметров, устроить паломнический центр и экспозицию в цокольной части, а на месте захоронения святителя Сильвестра – пещерный храм. Останки стен станут экспонатами музея.
– Когда мы вскрыли останки храма и обнаружили тайное захоронение священномученика Сильвестра, мы предложили сохранить все, что осталось от храма. Примитивный или, так скажем, линейный подход предполагал бы демонтировать старые полуразрушенные фундаменты, потому что новый собор опереть на них невозможно. Но тогда и святых корней-то в храме бы не осталось. А я убежден, что в храме должны соединяться архитектурное совершенство, великолепие убранства и святость. И нам хотелось вернуть былое великолепие и сохранить святость.
Поэтому мы очень бережно, вручную разбирали завалы после взрыва, аккуратно складывали кирпичи, чтобы нижнюю часть выложить из родных камней. Воссоздавать всегда сложнее, чем строить заново. Но мы сумели применить технологии, опробованные на строительстве метро и мостов, которые позволили «обнять» останки прежних фундаментов, чтобы сберечь историю для потомков. Верхняя часть храма построена на том же месте, в тех же габаритах, что и в старину. Сохраненные фундаменты храма ХIХ века дают возможность людям почувствовать аромат прошлой эпохи.

О. Шишов, генеральный директор НПО «Мостовик»


Генеральному подрядчику стройки, научно – производственному объединению «Мостовик», сразу пришлось решать сложнейшие задачи.

После того, как археологи закончили свою работу, была сделана съемка останков храма, их засыпали песком. Это было необходимо, чтобы тяжелая техника могла двигаться, не повреждая исторические фрагменты фундамента и нижней части храма. И только тогда начали устройство свай. Там, где остались наиболее значительные фрагменты кирпичного основания храма – в южном приделе, в алтаре, – использовались сваи диаметром в метр, длиной 18,5 метра. Всего было устроено 83 сваи.
– Технология была такой: в пробуренное отверстие погружалась труба, при бетонировании ее поднимали, а свая оставалась. Мы применяли эту технологию при строительстве здания казначейства, эстакады на ул. Фрунзе. Эти объекты, как и собор, строились в центре города, среди застройки. Если бы мы начали бить сваи для храма, от вибрации неизбежно было бы разрушено все, что сохранилось. Мы сумели этого избежать.

Евгений Филимонов
заместитель генерального директора НПО «Мостовик»

Строительство пещерного храма и подземного пространства в 1100 квадратных метров по соседству для паломнического, просветительского центра усложнило работу, потребовало дополнительных затрат ресурсов и времени. Почти полгода ушло на устройство такого фундамента, который не разрушил бы обнажившиеся в ходе раскопок исторические корни. Сложный современный проект и осторожная работа дали возможность бережно их сохранить.
В результате этой уникальной работы новый, мощный фундамент бережно как бы обнял сохранившиеся остатки фундамента старого собора.
Работа с фундаментом была нестандартной, требовала новых решений, умения трудиться в режиме эксперимента.
Трудностей строителям добавил грунт. Под колокольней была обнаружена водяная линза. А по проекту фундамент колокольни расположен ниже, чем у основной части собора.
Близость грунтовых вод, последствия девятилетней эксплуатации фонтана, соседство инженерных коммуникаций – водопровода и теплотрассы – все это добавляло строителям хлопот

Но все трудности были преодолены упорным трудом, смекалкой, мастерством. Устои центральной части храма объединили монолитной плитой.

После этого можно было приступать к кладке стен собора.

Весной 2006 года началась кирпичная кладка стен. Перед этим разгорелись жаркие споры - каким быть храму. Фотографии, воспоминания старожилов, эскизный проект давали противоречивые сведения о соотношении красно-кирпичной и оштукатуренной частей храма. Остановились на том, что изначально, по-видимому, преобладал красный цвет. Как на эскизе Вирриха, как в одном из сохранившихся храмов-предшественников – Спасе на Крови в Санкт-Петербурге. Цвет, качество и размеры кирпича стали известны по материалам раскопок. Но где его заказывать? Нужно было найти предприятие, где могли бы изготовить 100 тысяч кирпичей ручной формовки. Всего двенадцать типов формы: от прямоугольного до фактурного. Специалисты НПО «Мостовик» отправились по разным адресам, на предприятия, которые могли бы выполнить эту задачу. Выбор пал на облицовочный кирпич марки «Святой Джонс», производимый в Эстонии. Его отличает насыщенный терракотовый цвет. Ни в Сибири, ни на Урале нет глины которая после обжига давала бы такой красивый цвет. В Эстонию из Омска был сделан специальный заказ на 100 тысяч штук кирпича: 60 тысяч – прямоугольной формы, 40 тысяч – фактурного.
Для рядовой кладки Калачинский кирпичный завод поставил на строительство Успенского собора 1 миллион 200 тысяч штук кирпича. Заказ был сделан за полгода до начала кладки, потому что требовался кирпич иного размера, чем предусмотрено ГОСТом.

Параметры старинного кирпича 13 х 27 х 7 см, а у современного иные размеры: 12 х 25 х 6,5 см. Разница небольшая, но на заводе необходимо было переустройство поточных линий. А не сделай этого, на строительстве храма были бы отступления от проекта.


До революции работало 25 каменных дел мастеров. Удивительно, и летом 2006 года клали кирпичи тоже 25 каменщиков. Все – омичи. Им хотелось доказать, что мастерство не утрачено навечно вместе с красивым названием профессии. Каменных дел мастера нашего времени с огромным интересом изучали и применяли приемы прошлого. «Красивая работа», – такой отзыв звучит очень часто. Красивая работа нелегка. Сложный, затейливый декор фасадов храмовой части и колокольни требовал особого мастерства. В конце XIX века, когда создавался собор, украшение фасадов выложенными из кирпича поясами, карнизами, наличниками – «дыньками» выглядело как цитата из древнерусской архитектуры. Тогда строителям тоже было нелегко возвращаться к творчеству мастеров предшественников, творивших на 300 лет раньше. А в течение XX века вообще не приходилось делать ничего подобного.
Кладку вели параллельно по всему периметру храма. Пять рядов кладки – 40,5 сантиметров, ни больше ни меньше. 2–3 ряда выполнено – требуется технический перерыв для набора прочности. Разнообразный декор храма требовал особой точности в работе каменщиков. Ее демонстрировали бригадиры Олег Васильев и Евгений Бояркин. Работу каменщиков на этом объекте называли виртуозной. Так обычно говорят об игре талантливых музыкантов. Но и строители поразили высоким классом профессионального мастерства – чем не виртуозы своего дела!

Стройка стала еще и учебной мастерской по освоению работы в древнерусском стиле «каменных дел мастеров». И в конце XIX века таких специалистов тоже было немного. На строительство Успенского собора в Омск приглашались мастера из Нижнего Новгорода, а омичи были у них помощниками и учились. Немного позже в Омске еще появятся постройки в том же стиле: пожарная каланча, Троицкая церковь на Привокзальной площади, Серафимо-Алексиевская часовня.


Одновременно с кладкой кирпича устанавливались элементы внешней отделки храма - колонны, арки, кокошники, балясины...
Более простое решение: сначала сделать кладку, а потом оформлять фасады отмели сразу. Элементы отделки должны быть не только изящными, но и прочными, долговечными.

Более 800 фактурных изделий из бетона было отлито на заводе железобетонных изделий НПО "Мостовик". Все они устанавливались как элементы несущей конструкции. Морозостойкость каждого - 200 циклов, т.е. 200 зим.
Отличились на строительстве храма и работники цеха светопрозрачных систем НПО "Мостовик". Специалисты разработали инновационный способ оформления оконных проемов.

Алюминиевые арки гнутого сечения, развернутые внутрь храма, стали впоследствии дополнительным украшением интерьера. Благодаря одному секрету создания витражей – в соборе россыпь радужных искр. Контур каждого стекла создает эффект призмы, и солнечные лучи играют на стенах.


Голос храма - это его колокола. Они прибыли на стройплощадку 19 июля 2006 года. Однако подъем колоколов в звонницу состоялся зимой, 15-16 декабря.

Колокольных дел мастера из Каменск-Уральской компании "Пятков и К" отлили для главного омского собора 13 колоколов. Самый маленький весит 4 килограмма, а самый большой – благовест – 2 тонны 700 килограммов.

Общий вес колоколов – 5,5 тонн. Колокола отлиты из особой бронзы, в ее составе олово и медь, а еще десятки различных легирующих добавок.
В конце зимы 2007 года жители Омска с интересом наблюдали, как на территории стройки сооружались золотой купол и опалубка главного свода.
Из арматуры, фанеры, ДВП, дерева на земле собиралась полусфера диаметром 12 метров, по периметру – 44 метра. Опалубку рабочие на стройке называют по-старинному: кружала. Столярам и бетонщикам-арматурщикам выпала трудная задача, уникальная в своем роде. Не только эти строители, никто в Омске не выполнял ничего подобного.
На Успенский собор требовалось изготовить очень сложные кружала, ведь в храме помимо огромного центрального свода есть еще крестообразные перекрытия, цилиндрические – конхи. И нужно было, чтобы в результате появилась не просто жесткая конструкция, но идеальная по форме – на неровной поверхности иконопись была бы неуместна.


Проектирование сводов и кружал проводилось на кафедре "Мосты" СибАДИ. Применение современного программного обеспечения для трехмерного проектирования позволило исключить не только ошибки, но даже малейшие неточности.

Это также дало возможность для участия студентов кафедры - будущих инженеров в масштабном строительстве. Сделав основные расчеты вместе со старшим преподавателем академии, кандидатом технических наук Павлом Кобзевым, Сергей Паршиков (руководитель проекта) мог, не боясь ошибок, поручать молодежи разработку отдельных узлов конструкций.

2 марта 2007 года 40-тонная конструкция была установлена на свое место при помощи 400-тонного крана «LIEBHERR».
Одновременно на земле собирались все купола строящегося храма.
До революции главный купол не был золоченым. Есть предположение, что у строительного комитета просто не хватило средств.

Сегодня новые технологии позволяют создавать эффект золотых куполов, когда на нержавеющий металл наносится нитрит-титановое покрытие. Золотые купола создавали за счет собственных средств специалисты компании «Агростройкомплект». Гигантский купол диаметром 13 метров создавался на глазах омичей. На каркас крепились пластины-чешуйки. Рядом в вагончике рабочие вырезали пластины и на станке загибали края. Зима, на улице холодно, в вагончике тепло. Рабочие-слесари менялись местами. Кропотливым трудом занимались 15 рабочих во главе с бригадиром Виктором Регером. Требовалась большая точность в работе. Отступление всего-то на пару миллиметров неизбежно повлекло бы за собой сбой в идеально ровном рисунке пластин.

30 марта 2007 года тем же 400-тонным краном «LIEBHERR» был установлен центральный купол Успенского кафедрального собора


Когда храм обрел свои стены и крышу - наступило время отделочных работ.

Бригада Тагира Юлаева выложила гранитом 1300 квадратных метров пола. Рабочие по ниточке выверяли свою работу. У бригады большой опыт. Сам бригадир работает с этим материалом 35 лет, с тех пор как его стали применять в Омске.
Перечисление объектов, где он облицовывал гранитом стены или укладывал гранитные полы, – это история лучших зданий Омска. Среди них - Академический театры драмы, театр куклы, актера, маски «Арлекин» и железнодорожный вокзал. А после того как эта бригада выложила полы в кирхе, рабочим предложили оформить паспорта и визы для отъезда в Германию. Но строители посчитали, что и дома работы много.

Высокой квалификации требовали штукатурные и кровельные работы.

Кровля сооружалась теми же способами, что в старину. Деревянная, покрытая крашеным металлом, так называемая фальцевая кровля, потребовала больших усилий. «Мостовик» привлек опытных кровельщиков и жестянщиков. Эти работы выполнила бригада под руководством Николая Приходько. Особенно нелегко было сооружать свод алтарной части, где полусфера из металлических пластин в виде шашечек требовала большой точности и аккуратности.

Штукатурные работы выполняли 30 штукатуров внутри собора и 30 на фасаде. А попробовали свои силы 120 штукатуров. Но не все сумели работать на высоте, не всем оказалась по силам тонкая и трудоемкая штукатурка стен, украшенных декором. Штукатурные работы выполнялись под руководством Каната Дулатова.

Воссоздание Успенского кафедрального собора стало примером, когда в век автоматизированных технологий современная техника и старинные приемы работы не противоречат друг другу.
На стройплощадке Успенского собора успешно преодолевали трудности, воспринимая их как неотложные задачи, которые нужно решить, как ступеньки на пути к опыту. Здесь уверены, что тем, кто строил мосты, ни один объект не страшен. Мосты всегда возводятся на века, их строительство предполагает огромный запас прочности и в тоже время стремление к легкости конструкций. У мостовиков много значит интуиция. Но она всегда идет в согласии со знаниями и точным расчетом, на авось мосты не строят.

Так и храмы всегда в России строили с чувством ответственности и с любовью. Храмы были объектами строительных новшеств, потому и поражали своим величием.

С тех пор, как храм восстал из небытия, он стал точкой притяжения не только для прихожан, но и для всех омичей. Гармонично вписанный в зеленое пространство, он поставил точку в давних омских спорах, где находится центр города: на площади Ленина, Любинском проспекте, у Торгового центра, на Ленинградской площади, в крепости?

Как звучит в одной из песен, сердце города – это Успенский собор, а его неповторимые колокола – это голос нашего города. Сюда ведут гостей, здесь на фоне собора делают памятные фотографии для семейного альбома. На скамейках сквера, который действительно стал много лучше прежнего, отдыхают, любуясь архитектурой. Соборная площадь стала центром парадов, праздников, спортивных состязаний, народных гуляний.

Силуэт храма словно придал Омску гордую осанку, напомнил о блистательном его статусе столицы Западной Сибири, столицы Степного края, Белой столицы России.
Дневник стройки
14 января 2006 года.
Завершено устройство свайного фундамента.
6 февраля 2006 года.
Сложнейший проект воссоздаваемого храма требует детальной проработки каждого его элемента. Завершено рабочее проектирование бетонных элементов фасада – пилястров, колонн, кокошников и т. д. Проектирование монолитных участков – куполов, устоев, а также плит перекрытия находится в стадии завершения. Строители продолжают работы по сооружению фундамента собора. Завершено устройство ростверков колокольни, заканчивается бетонирование ростверков притвора. Творческий коллектив, в состав которого вошли омские художники, дизайнеры, специалисты музейного дела, приступил к формированию концепции музея, который разместится в подвальной части здания.
14 февраля 2006 года.
К середине февраля проектировщики завершили работу над проектной документацией куполов собора и подготовили варианты проектных решений по иконостасу, крестам, скобяным изделиям, которые направлены на согласование в Омскую епархию. Строители приступили к разработке грунта в южной части собора – наиболее сохранившейся и получившей известность как место обнаружения тайного захоронения. Буровые сваи, сооруженные ранее, не нарушили хорошо сохранившуюся историческую часть здания. Работы в северной части собора ведутся в параллельном режиме.
1 марта 2006 года.
Продолжаются работы по устройству фундамента собора. Строители приступают к бетонированию ростверков со стороны северного придела. Подземная часть колокольни возведена до отметки земли. В г. Калачинске началось производство кирпича для внутренней отделки собора. В ближайшее время в г. Азери (Эстония) начнется работа над заказом по изготовлению облицовочного кирпича.
14 марта 2006 года.
Все работы по восстановлению Успенского собора идут согласно графику. Завершено устройство 50 процентов фундамента храма. Ведется кладка стен притвора и колокольни.
17 марта проектировщики планируют выдать проектную документацию монолитных плит
перекрытия нулевой отметки. Полностью завершено сооружение трех из четырех устоев, на которые будет опираться главный купол собора. К 5–6 апреля закончится бетонирование ростверков четвертого устоя, южного придела и алтарной части храма. Полным ходом идет кирпичная кладка северного придела. Выше отметки горизонтальной гидроизоляции кладка ведется специально изготовленным в г. Калачинске кирпичом.
28 марта 2006 года.
Завершена кладка четырех подкупольных устоев. До нулевой отметки выполнена кирпичная кладка колокольни, притвора и северного придела собора. Строители начали подготовку к монтажу несущих конструкций первого этажа.
11 апреля 2006 года.
Кирпичная кладка храма выполнена до нулевой отметки. Смонтированы перекрытия колокольни и притвора. Специалисты «Мостовика» ведут детальную проработку технологии кладки собора, увязывая ее с декоративными элементами фасада и фактурным кирпичом.
14 апреля 2006 года.
Попечительскому совету представлен первый фасадный элемент храма, изготовленный на заводе железобетонных изделий НПО «Мостовик»
25 апреля 2006 года.
Забетонированы несущие элементы первого этажа собора. К 15 мая завершится монтаж перекрытий северного придела и трапезной. Ведется кладка первого этажа притвора и колокольни.
12 мая 2006 года.
Смонтированы перекрытия трапезной, притвора и северного придела. Монтаж перекрытий южного придела завершится к 25 мая, перекрытий центральной части храма – к 1 июня. Со стороны северного придела кладка стен ведется выше нулевой отметки.
23 мая 2006 года.
Окончен монтаж перекрытий собора. На отметке 3,2 м кладка ведется облицовочным кирпичом, изготовленным по заказу в г. Азери (Эстония). Строители приступили к установке декоративных фасадных элементов.
6 июня 2006 года.
Кирпичная кладка по всему периметру собора ведется выше отметки 3,2 м.
20 июня 2006 года.
Смонтировано четыре из шести железобетонных элементов центральной портальной группы колокольни. Кладка стен колокольни достигла отметки 4,5 м, северного придела – 6,7 м. Продолжаются работы по сооружению несущих подкупольных устоев – ведется подготовка к их бетонированию
4 июля 2006 года.
Смонтирован центральный входной портал колокольни. Установлена и готова к бетонированию первая арочная перемычка в алтарной части храма. Продолжается установка карнизных плит и фасадных элементов. Кирпичная кладка по всему периметру собора достигла отметки 6,7 м
18 июля 2006 года.
Кирпичная кладка по периметру собора ведется выше отметки 6,7 м. Производится монтаж парапетных плит, идет подготовка к установке опалубки для устройства четырех арочных перемычек, поддерживающих центральный свод храма.
2 августа 2006 года.
Забетонированы две из четырех арочных перемычек, поддерживающих центральный купол собора. На следующей неделе начнутся работы по устройству алтарного свода. Кладка колокольни ведется на отметке 8 м
16 августа 2006 года.
Завершено устройство арочных перемычек, производятся подготовительные работы к бетонированию сводов, в частности, готовится опалубка для бетонирования алтарного свода. Кладка стен – на отметке 9 м. Со стороны северного придела продолжаются работы по сооружению котлована под подземную часть собора, где будут расположены технические помещения.
28 августа 2006 года.
Кладка стен колокольни ведется на отметке 11,6 м, остальной части храма – 9,5 м.
19 сентября 2006 года.
Кирпичная кладка колокольни выполнена до отметки 12 м. К 1 октября завершится кладка по всему периметру собора. Следующий этап работ – монтаж железобетонных элементов центрального кольца главного купола. Идет сборка его металлокаркаса
26 сентября 2006 года.
Кладка колокольни собора ведется на отметке 15 м. Идет сборка металлокаркаса центрального купола. Выполняется сооружение опорных арок южного придела. Завершаются работы по алтарному своду. Укладывается дренаж и бетонируется фундамент на подземном пристрое северного придела. Ведутся штукатурные и малярные работы по периметру собора.
13 октября 2006 года.
Смонтированы все несущие арки центрального купола храма. Ведется установка опалубки для бетонирования полусферических сводов (конх) северного, южного приделов и трапезной. В подвальной части собора ведутся работы по устройству дренажа и лотков для подземной вентиляции. Кладка колокольни достигла отметки 20 м, кладка центральной части – 13,5 м.
30 октября 2006 года.
Кирпичная кладка колокольни собора ведется на отметке 22 м, монтируются металлические лестницы. Проведены работы по подготовке храма к зиме: смонтирована система отопления, установлены временные окна и двери. Завершено бетонирование несущих арок северного, южного приделов и трапезной. Ведется монтаж несущих элементов цилиндрического свода притвора. Готовится опалубка центрального купола и крестовых сводов храма. Ведется изготовление железобетонных сводов собора и металлических конструкций шатров боковых входов.
15 ноября 2006 года.
Кирпичная кладка колокольни собора ведется на отметке 24 м. Началось армирование и подготовка к бетонированию свода притвора. Ведется установка кокошников центральной части храма, кладка малых глав.
30 ноября 2006 года.
Завершена кладка колокольни и центрального барабана (до отметки установки куполов), а также приделов и малых глав храма. Забетонирован свод алтаря, в ближайшее время завершится бетонирование притвора и полусферических сводов (конх) приделов и трапезной. Начались внутренние штукатурные работы.
13 декабря 2006 года.
Смонтирован шатер колокольни, завершена установка колоколов. Начались работы по бетонированию крестовых сводов. Ведется изготовление фасадных элементов центральной части и малых глав храма.
15–16 декабря 2006 года.
На звонницу Успенского кафедрального собора подняты колокола.
28 декабря 2006 года.
Установлен шатровый купол колокольни.
29 декабря 2006 года.
Ведется монтаж крестовых сводов и сборка опалубки центрального свода. Продолжаются отделочные работы внутри помещений собора.
6 января 2007 года.
Праздничный звон в Рождественский сочельник.
12 января 2007 года.
Ведется кирпичная кладка четырех малых глав собора. Продолжается сборка опалубки центрального свода и бетонирование крестовых сводов.
26 января 2007 года.
Производятся работы по бетонированию треугольных сферических элементов купольной конструкции (парусов) центральной части собора. Ведется устройство кровли колокольни и притвора. На 90% завершена установка перекрытий подземной части.
8 февраля 2007 года.
Закончено бетонирование парусов центральной части собора, строители приступили к отделочным работам. Изготовлены деревянные конструкции кровли колокольни и притвора, ведутся работы по облицовке конх. В северном и южном приделах начались штукатурные работы. Ведется устройство опалубки трапезной.
22 февраля 2007 года.
Смонтирована опалубка центрального купола собора (диаметр – 14 м., длина окружности 44 м.), началось бетонирование свода. В колокольне, притворе и алтарной части ведутся отделочные работы. Производится устройство кровли. В цокольном этаже монтируются инженерные коммуникации, бетонируются перекрытия подземной части собора.
6 марта 2007 года.
Смонтированы две малые главы собора. По внешнему периметру храма устанавливаются окна. В подземной части ведутся работы по гидроизоляции стен. Завершается монтаж инженерных коммуникаций центральной части храма.
26 марта 2007 года.
На центральный купол собора установлен крест. В северном, южном приделах и трапезной завершаются отделочные работы. В колокольне, притворе и алтарной части храма отделочные работы уже завершены, началось устройство гранитного пола. По внешнему периметру собора заканчивается установка окон. Идут работы по устройству крылец.
15 июля 2007 года.
Состоялась праздничная церемония торжественного освящения Успенского кафедрального собора
Другие истории об объектах НПО «Мостовик»: Приморский океанариум (Владивосток) и Мост на остров Русский (Владивосток)
а также  История НПО «Мостовик»
Made on
Tilda